пятница, 13 марта 2015 г.

О РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ

Дорогие родители, если в развитии мышления наших детей мы будем полагаться только на школу, то шанс, что дети научатся думать правильно – логически, очень не велик. Мы видим, что прошли те времена, когда успешность зависела только от физической силы, предприимчивости, или напористости. Особую ценность приобретают те, кто умеет эффективно работать с информацией – выделять суть, видеть причинно-следственные связи, противоречия, мыслить категориями, а для этого необходимо развивать логику, понятийное мышление! Люди обладающие хорошим мышлением также хорошо адаптируются, ведь понимание того что происходит, умение прогнозировать ситуации способствует уверенности в себе и адекватным действиям.
Отдавая ребенка в школу, родитель должен понимать, что задача этого учреждения создать условия, где ребенок будет осваивать учебную деятельность и базовые школьные навыки – чтение, письмо и счет.
Развитие непосредственно мышления – проведение аналогий, выделение главного признака, анализ, прогнозирование, как правило, остается вне фокуса и часто даже не оценивается. И дело не в конкретной школе, а в общей тенденции образовательного процесса.
Задача школы давать знания. Учить ребенка думать либо личная инициатива учителя, либо ответственность родителей. Но, как научить ребенка мыслить обычному родителю не известно, хотя интуитивно мы это делаем, но к сожалению не всегда эффективно.


Л.А.Ясюкова подчеркивает не достаточную роль школы в формирования понятийного мышления у ребенка.
 «Для успешной учебы в младших классах достаточно минимального речевого и психомоторного развития и простой ассоциативной памяти. Если ребенок еще и старателен, а родители помогают ему и контролируют процесс обучения, то отличная успеваемость может быть гарантирована. Недостатки развития мышления не играют особой роли. 
Мышление может находиться в зачаточном состоянии, на допонятийном уровне: ребенок может не различать частное и общее, существенные и несущественные признаки, вместо категоризации использовать эмоциональные, функциональные или ситуативные обобщения, речевые или визуальные шаблоны.
Все эти виды допонятийного мышления могут не только сохраняться, но и закрепляться, так как программы не только начальной школы, но и в значительной степени 5–6-го классов избавляют ребенка от необходимости мыслить, овладевать научными понятиями».
С уверенностью можно сказать, что понятийное мышление состоит, как минимум, из трех операций: 
1) интуитивного выделения существенного признака,
 
2) установления категориальной принадлежности,
 
3) формирования логической связи между явлениями.
Недостатки в развитии каждой из этих операций приводят к специфичным учебным проблемам.
При слабости интуитивного компонента мышление в целом остается несамостоятельным. Ребенок может легко выполнить задание, когда ему дана инструкция или правило, каким надо руководствоваться, но оказывается беспомощным, если случается разбираться самому. Он легко пересказывает содержание параграфа (особенно по предметам гуманитарного цикла), но не может составить план рассказа и ответить на вопросы по тексту. Если не развита операция категоризации, может страдать грамотность, возникают проблемы с биологией, химией, иностранными языками. Если не развито умение находить логическую связь между явлениями, то в старших классах будет затруднено обучение по всем предметам, а также не сможет сформироваться абстрактное мышление, необходимое для изучения физико-математических наук.


Как развивать понятийное мышление дома?

1) Давать ребенку маленькие рассказы из 2-3х фраз и предлагать 2-3 заглавия. Спрашивать его, какое лучше подойдёт.
2) Давать ребёнку маленькие рассказы из 2-3х фраз (важно, чтобы были законченными!) и просить, чтобы он своими словами, одним предложением сказал, про что был рассказ.
 
3) Полезно отвечать на вопросы по тексту. Если читаем текст, к которому дальше идут вопросы, то вначале разобрать вопросы, а потом читать. Вопросы к тексту должны быть по сути текста.
4) Давать ребёнку читать по абзацам: прочитал абзац – своими словами одним предложением скажи, про что там было. А потом – развёртывать назад: из этого предложения в пересказ абзаца. Давать задание пересказывать абзацы вразнобой. Т.е., к примеру, было 7 абзацев. Ребёнок записал суть каждого абзаца (получается, составил план текста), и просить его: «А что было в 7-ом абзаце? А во 2-м?» и т.д.
5) Классифицировать с ним предметы по основному признаку.
 
Пример:
 
Дан ряд: собака, белка, ёж, заяц.
 
Кто «лишний»?
 
Правильный ответ: собака.
Почему? Потому что собака – домашнее животное, а те – дикие. Может быть вариант ответа «ёж» (т.к. он колючий, а остальные – нет). Это неправильно, так как в данном варианте идёт вычленение предмета НЕ по существенному признаку.
 
Как определить существенный признак? Суть признака всегда одна, т.е. он должен быть постоянным!!!
 
Пример: у яблока – может меняться цвет, форма, размер, вкус и пр., но оно всегда будет фруктом! Это и есть его существенный признак, иными словами признак-понятие. Этот признак мы выводим ЛОГИЧЕСКИ, а не ощущаем на уровне чувств. Он обозначает не сам объект, а его отношение к более общей категории и характеризует не один объект, а всю категорию.
Таким образом, мы видим, как образованность родителей связанна с развитием мышления ребенка. Какое влияние на развитие мышления имеет образование и окружающая среда.
В целом, родители могут ни так уж и много сделать для развития мышления у своего ребенка:
1. Осваивать с ним знания в научном (а не псевдо-научном) формате;
2. Давать ребенку корректные объяснения происходящего;
 3. Приучить ребенка к чтению и обсуждению книг;
4. Развивать мышление на специальных курсах, кружках.
Удачи!






Комментариев нет:

Отправить комментарий