РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ

О роли отца в жизни ребенка

Психологическая задача отца – защита и признание.

Присутствие отца очень важно в жизни ребёнка.
Увы, мы чаще встречаемся с тем, что отец номинально присутствует, но не выстраивает никаких эмоциональных отношений с ребенком. Отцы работают. Они очень заняты добыванием хлеба насущного. И… всячески избегают эмоционального контакта со своими детьми.
Признание – вторая важнейшая задача. Именно отец формирует у ребенка ощущение «Я смогу, у меня получится» продолжить..
Какой ребенок не мечтает иметь "питомца"?

Собаку, котенка, попугая или черепаху. Знаю как сложно бывает родителям согласиться на просьбу ребенка завести "любимца", животного за которым он обещает ухаживать, заботиться, любить. Хорошо, если..продолжить 


Родителям о подростковой жестокости

Если подросток демонстрирует многократное, намеренно жестокое поведение, в первую очередь принять меры должны окружающие его взрослые: во-первых, родители, во-вторых, педагоги и специалисты.

Однако, следует иметь в виду, что жестокость может проявляться неосознанно и во вполне благополучных семьях в виде игнорирования природных потребностей ребенка.  продолжить...


"Комплекс отличника"




Несмотря на различия среди отличников,существует общее психологическоесостояние,присущее многим из них – «комплексотличника», характеризующееся предъявлением завышенных требований как самому себе, так и к другим людям. Также стремлением быть во всем и всегда первым, при этом не имея права на ошибку и с огромным внутренним страхом возможных неудач. Конечно, «комплекс отличника» вреден и для здоровья, так как вызывает психосоматические реакции организма в виде головных болей, бессонницы, нарушения работы внутренних органов и т.д. 


О том как формируется "комплекс отличника"  полный текст статьи...



Правила школьной жизни– основа успешного  усвоения знаний

С раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.  Ребенок часто может быть неучтивый лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступить.  Дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом.
Освоение детьми правил школьной жизни начинается с приходом детей в школу.  Для формирования  положительного отношения к правилам поведения в школе  можно использовать различные методы работы.

Мы используем следующие  методы работы с детьми по освоение правил школьной жизни:
- работа со сказкой («Лесная школа», « Школьные правила». М.А.Панфилова)
- ролевой тренинг «Актеры и режиссеры»
- создание фотоплаката «Правила школьной жизни»

 Фотоплакат "Правила школьной жизни" в 1Б классе











Фотоплакат в 1В классе

Если каждый ученик станет следовать «Правилам», то в школе установится доброжелательная, психологически комфортная атмосфера, которая нужна человеку сама по себе, и вместе с тем  способствует успешному  усвоения знаний,  творческому развитию.





СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Ваш ребенок пошел в первый класс. Для него это новый этап в жизни, порой не самый простой.  И задача родителей — помочь ребенку преодолеть этот период с минимальным дискомфортом.

Предлагаем несколько советов, которые могут быть вам полезны.

Постарайтесь не нервничать при ребенке или хотя бы не показывать, что вы нервничаете. Конечно, вы волнуетесь, и это естественно. Но ваше волнение передается ребенку (а дети зачастую гораздо лучше взрослых улавливают эмоции), и даже если он не боялся школы — он может начать это делать.


По возможности не критикуйте при ребенке его учителя. Конечно, идеальных учителей не бывает. Но для первоклассника учитель — это второй авторитет после родителей (а иногда и первый), и он очень болезненно переживает ситуацию, в которой ему приходится принимать чью-то сторону. Если у вас есть вопросы или претензии к учителю — решайте их лично с ним, не посвящая в них ребенка. Так же не стоит обсуждать при ребенке финансовые вопросы, связанные со школой.

Интересуйтесь его успехами и неудачами, общайтесь с учителем не только на родительских собраниях, а и с глазу на глаз, не дожидаясь, пока он сам вас вызовет. 

Если ребенок в чем-то провинился не стоит разговаривать с учителем при ребенке. Такая ситуация может усугубить стресс первоклассника. Лучше выслушать обе стороны по отдельности, и уже потом делайте выводы. Даже если прав учитель, не давите на ребенка, не устраивайте ему взбучку. Постарайтесь быть мягкими и дипломатичными.

Разумеется, учеба в школе предполагает определенную ответственность, которую ребенок должен учиться на себя брать. Но он не перестает нуждаться в вашей любви и ласке — напротив, в первые несколько дней учебы ваша поддержка нужна ему даже больше, чем обычно.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на плохое самочувствие. Часто жалобы на здоровье у первоклассников связаны с переутомлением. Если ребенок ни на что не жалуется, но вы видите, что с ним что-то не так, он огорчен или подавлен, не давите на него. Пусть он успокоится и сам все расскажет, а вы пока окружите его заботой и лаской.

Помните, что ребенку тяжело дается не только первый месяц-полтора учебы. В течение учебного года есть несколько «критических» периодов, в которые работоспособность снижается, а утомляемость растет. Это конец второй четверти перед зимними каникулами, первая неделя после зимних каникул, середина-конец третьей, самой длинной, четверти.
 Это относится не только к первоклассникам, но и к школьникам других возрастов, просто первоклассники наиболее остро это переживают.


Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
        Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Период адаптация  к  новым условиям часто бывает очень трудным и для  ребенка, и для его родителей, и для учителей. Если ученик не может успешно усвоить какую-то информацию, овладеть письмом, чтением, если ребенок невнимателен и никак не может сосредоточиться на задании, а часто как будто и не понимает, что ему нужно сделать – учитель, скорее всего, поговорит с родителями и попросит подумать, как помочь ребенку, возможно, порекомендует нанять преподавателя, может быть, посоветует обратиться к детскому психологу. Родители, в свою очередь, будут ожидать от школы дальнейших действий – ведь это в школе ребенка должны научить быть внимательным, запоминать материал, грамотно писать и пересказывать тексты, уверены они. И часто они ничего не делают, полагаясь на школу. В итоге возникает ситуация, в которой родители недовольны, учитель, не видя улучшений и не имея возможности работать с ребенком индивидуально, продолжает фиксировать его неудачи, ребенок по-прежнему получает негативный опыт от пребывания в школе, и снежный ком общего расстройства катится дальше.
        Между тем давно уже есть специалисты, которые могут помочь в такой ситуации – это детский нейропсихолог
      Именно нейропсихолог может определить, что является причиной школьных неудач ребенка.  Проведет диагностику состояния высших психических функций  - внимания, зрительной и слуховой памяти, навыков планирования и контроля деятельности, состояния зрительно-пространственных функций, гностических процессов, мышления, речи. Основная цель консультации детского психолога – выявить эти индивидуальные познавательные особенности и учитывать их в процессе обучения.

 Центры детской нейропсихологии:

http://www.edv.ru/services.html (метро Краснопресненская)
http://www.detki-psy.ru/services.html (метро Смоленская, Динамо)
http://www.tact-center.ru/faq.html (метро ВДНХ)
http://www.np-center.ru/main (метро Первомайская)

РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Уважаемые родители!  

Ваш ребенок перешел на новую образовательную ступень - теперь он учащийся средней школы. Новые условия обучения требуют времени и сил, чтобы к ним адаптироваться. 

В ваших руках сделать период адаптации своего ребенка к школе менее болезненным.


 Вот несколько рекомендаций:

 1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами ; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.

 2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.

 3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.

 4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.

 5. Принимайте участие в жизни класса и школы.

 6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.

 7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.

 8. Если ребенок просит о помощи в подготовки домашнего задания, не отказывайте ему в помощи. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.

9 . Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.

 10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.

 11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.

 12. Делая  замечания ребенку, ругая его, объясните: «за что…» .

ШКОЛА – это серьезное испытание, которое родители и дети должны пройти вместе. ВМЕСТЕ.

Главная задача родителя  не в том, чтобы из ребенка вырос отличник, а в том, чтобы он нашел свое призвание и получил как можно больше знаний, необходимых для осуществления этого призвания.



Об особенностях подросткового периода

 В возрасте 9-13 лет важно сосредоточиться на развитии у ребенка понимания  происходящего вокруг него и в мире, на том, чтобы укоренять в детском сознании правильное отношение к обществу. Фильмы, музыка, учебные рамки – всё должно вести ребенка к комфортному, сбалансированному состоянию, к миру с собой, с семьей, с противоположным полом и с окружением вообще.

 Одна из особенностей этого периода развития -  Зависть, страсть и честолюбие
Для возраста 9–13 лет характерна склонность привлекать внимание, совершать вызывающие, часто эпатирующие поступки;  разбиваться на группы с более и менее «популярным» составом.
  
Самое лучшее и своевременное средство в данном случае – показать детям, что тщеславие, завистливость и прочие подобные качества являются частью нашей природы.

Нужно объяснять детям, откуда берут начало эти явления.  Например, что желание рассмешить всех проистекает из потребности во внимании, желание продемонстрировать свое геройство – плод честолюбия. При этом, желая внимания к своей персоне, глумясь над кем-то или делясь на «классы», мы становимся рабами своего эго.
 
Как только дети поймут истоки всех этих явлений, им захочется подняться на такой уровень, где они будут властвовать над своей стихией, а не стихия – над ними. Мы знаем, что в природе нет «плохих»  или "хороших" качеств, все зависит лишь от способа их применения.

Здесь дети  найдут настоящую радость и настоящий вызов. Они сфокусируются на своей «внутренней баталии», на скрытой от посторонних глаз игре, которую Человек в них ведет с эгоизмом, снова и снова пытающимся высмеять всё, что не желает ему подчиняться.

Еще один способ справиться с подобными ситуациями – направить их в обратном направлении: побудить группу к совместному отклику. «Если Алеша требует к себе внимания, давайте уважим его и посмотрим, как он отреагирует». Разумеется, такое отношение должно строиться на любви и участии – тогда оно действительно подтолкнет ребенка к внутренним переменам.

Речь идет о настоящем вызове: надо выстроить из класса мини-общество, познающее свою природу и природу окружающего общества. Благодаря этому дети будут смотреть на жизнь взвешенно и с пониманием, зная, что ключ к миру и покою кроется в них самих.

Читать полностью в книге Счастливое детство

Советы родителям
«психотерапия неуспеваемости»

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.



Правило третье: за двумя зайцами погонишься...Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.




Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Если ребенок пишет с ошибками

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а", а "о".

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.
Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.
 

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение.

Попробуйте.

Кто отвечает за опоздание ребенка в школу



Ребенку выгодно считать, что за его опоздания в школу отвечают родители. В этом случае он может спокойно все проспать, а если проспит, то может обвинить маму, что она его не разбудила. Если копнуть поглубже, то у мамы тоже есть внутренняя выгода эту ответственность на себя взвалить: в этом случае она чувствует себя заботливой мамой, в которой нуждается ее ребенок. Она чувствует свою необходимость.
Чтобы вопрос с опозданиями решить грамотно, ответьте себя на главный вопроского вы воспитываете: будущего взрослого или вечного ребенка? С этой точки зрения кажется более правильным, если ответственность за опоздания была бы все-таки на ребенке. По возрасту ему это уже доступно, с точки зрения его взросления - полезно. Более того - необходимо. Значит - пусть это будет его ответственностью.
Конечно, с вас ответственность тоже никто не снимал, но вы отвечаете за другое. Вы отвечаете не за то, чтобы ваш ребенок не опоздал. Вы отвечаете за то, чтобы ребенок взял на себя ответственность за приход в школу во время - и за свои опоздания.
Можете ему помочь - помогите ему ложиться вовремя (то есть пораньше. Лучше всего - в 10 вечера) и приучите его включать будильник.
Если вы под воздействием укоряющих глаз ребенка, которому взрослеть вовсе и не хочется, начинаете испытывать чувства вины, включите голову. И еще раз обдумайте, за что вы планируете отвечать, а за что - нет.
Возможно, вы скажете себе так: "Моя личная ответственность - воспитать не маменькиного сыночка, а человека, способного брать на себя ответственность за свою жизнь. За это я отвечаю, это я делать буду!

По материалам:http://www.psychologos.ru



Как мы обижаем своих детей?

Один психолог сказал: «При каждой возможности – берите своего ребёнка за руку! Пройдёт совсем немного времени, и он вовсе перестанет
 протягивать вам свою ладошку!».



Всё, что мы делаем в жизни наших детей, возвращается сторицей. Если ребёнок растёт в доверии – он тоже учится доверять другим, если малыша любят и поддерживают, он сам становится внимательным и заботливым. Но есть страшные ошибки, которые взрослые совершают под воздействием гнева или равнодушия, не подумав, чем это может обернуться в маленькой детской душе…



Мы очень сильно обижаем наших детей, когда:



1.Не понимаем. Лет в 13 я влюбилась. Женька был отличником – самодовольным и ехидным. Но мне казалось, что он – идеал. Однако идеал вовсе не обращал на меня никакого внимания, и я плакала. А мама, пытаясь меня утешить, несла полную чушь: «Да ты что! Это так несерьёзно. Через годик всё пройдёт!» А мне вовсе не хотелось, чтобы моё состояние влюблённости проходило. Потом я увидела эту же картинку в фильме «Вам и не снилось»:

– Мама, я люблю Катю!

– Ой, не смеши. Таких Кать у тебя будет миллион!..

– И почему вы, родители, всё заранее за нас знаете?



2. Не поддерживаем. Маленький Карузо прибежал из школы в слезах: «Мама! Учитель пения сказал, что у меня голос – как будто ветер в трубе завывает!». «Ну, что ты, сынок! Не слушай никого. Ты поёшь как самый прекрасный соловей в мире. Я это точно знаю!» Страшно подумать, что мир мог бы никогда не услышать великого тенора, если бы не эта мудрая женщина. Постоянно говорите своим детям: «Ты можешь! Ты с этим справишься!» – это очень окрыляет.



3. Сравниваем с другими детьми. «Посмотри, какая Анечка – чистенькая и аккуратная. Не то, что ты – поросёнок!» Кажется, знакомо? Одного не могу понять: чего хотят добиться мамаши, произнося эти слова? Кроме ненависти к Анечке, здесь трудно вызвать иные эмоции…



4. Насмехаемся. Мы с маленькой сестрёнкой зашли с магазин. Сестре было 3 года, её лицо было раскрашено пятнами зелёнки: подхватила ветрянку. Продавщицы, которым было нечем себя занять, развернулись в нашу сторону и захихикали: «Ой, какая красавица к нам пришла! Вы только посмотрите!» Мне в голову пришла только одна мысль: где бы поблизости взять автомат и расстрелять их?..



5. Обижаем словами и поступками. В 8-м классе я считала себя вполне взрослой и самостоятельной девушкой. Однажды мы засиделись с папой над геометрией, которую мой мозг напрочь отказывался понимать. И тогда папа в сердцах шлёпнул меня... по попе! Было не столько больно, сколько невероятно обидно! Я долго с ним не разговаривала. А он не мог понять, что уж так сильно меня задело…



6. Кричим и выходим из себя. Помню в роддоме моя соседка, измученная хныканьем своего малыша, схватила его и начала трясти и орать: «Какого чёрта тебе ещё надо?» Никогда не забуду огромные, синие, полные ужаса глаза малыша, который не понимал, что происходит. Кажется, ей самой потом было очень стыдно…



7. Игнорируем! И, поверьте, это самое страшное. Японский учёный продемонстрировал всему миру опыт с растениями. Три одинаковых зернышка были посажены в три баночки. Каждое утро, проходя мимо первой банки, учёный здоровался с росточком и говорил ему ласковые слова. Перед второй банкой он кричал и обзывал растение обидными словами. Третий росток он просто игнорировал: не глядя, проходил мимо. Нетрудно догадаться, что произошло с ростками через месяц. Первый колосился сочным зелёным цветом во всю ширину подоконника. Второй совершенно высох. А третий – загнил! Дети тоже подобны зелёным росткам: родители с годами пожинают лишь то, что взрастили сами!



А теперь отведите взгляд от монитора и представьте вашего малыша. Вот он сжимает пухлые кулачки, смешно морщит нос и улыбается во всю ширину своего беззубого рта. И в ответ в вашей груди разворачивается что-то большое и нежное. Этот малыш любит вас безусловно: в любом настроении, с любыми подарками, просто потому, что вы – его мама или папа! И за одну эту улыбку вы отдадите всё на свете! Помните об этом как можно чаще и любите своих детей!





Любить своего ребенка – что это значит?

Что дает ребенку родительская любовь и почему она важна? Как  выражать свою любовь к детям?Достаточно ли мы любим своих детей? Адекватно ли выражаем свою любовь? Не «испортим» ли мы их, если будем любить слишком сильно? 

Юлия Гиппенрейтер отвечает на вопросы, которые задает себе большинство современных родителей. 
Юлия Гиппенрейтер – доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, автор бестселлера «Общаться с ребенком. Как?» (АСТ: Астрель, 2007)

http://www.psychologies.ru/roditeli/children/_article/38009/



Ребенок не может сосредоточиться...

«Он забывает только что прочитанное, не выполняет задания до конца, легко отвлекается..." Ребенку трудно сосредоточиться, и это беспокоит родителей. Чтобы найти ее и устранить причину взрослым прежде всего стоит позаботиться о собственном состоянии душевного равновесия. Читайте далее /http://www.psychologies.ru/roditeli/children/_article/rebenok-ne-mozhet-sosredotochitsya/

Пробудить и сохранить в ребенке желание учиться

Заветное желание родителей – чтобы их дети, не боясь трудностей, учились с увлечением!
Специалисты обнадеживают: есть действенные стратегии, позволяющие нам мотивировать своего ребенка к учебе. 

Читайте далее на страницах журнала «PSYCHOLOGIES» http://www.psychologies.ru/roditeli/children/_article/probudit-vrebenke-zhelanie-uchitsya/

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ребенка к школе

С приходом в школу жизнь ребенка кардинально меняется. 

Школа - это не только красивый новый пенал, портфель, а школа - это еще и очень много интересных, новых знаний, способностей, открытий.  Мотивация"Хочу все знать" очень важна в процессе адаптации в школе, и очень важно ее развивать еще до того, как ребенок туда идет.

О  режиме дня
Ребенок должен делать уроки в первом классе оптимально полчаса. Чтобы это происходило очень важно организовать смену работы и отдыха. То есть ребенок пришел из школы, поиграл с игрушками, пообедал, отдохнул, сел за уроки,  за полчаса сделал, потом снова поиграл.
 Если ребенку тяжело перестроиться раньше ложиться вечером и раньше вставать,
 можно  постепенно переводить ребенка на другой режим. То есть, начиная уже с сегодняшнего дня, ложиться на 15 минут раньше. В момент перестройки режима ребенка возможно родителям нужно тоже немножко изменить свои привычки и, либо раньше ложиться спать, либо вести себя тихо, чтобы ребенок мог уснуть.
Как дома помочь ребенку  стать более усидчивым, особенно очень активным детям, которые не привыкли сидеть на месте?
Этому способствуют игры. Даже такая игра, как прятки, вполне  подходит для выработки усидчивости.
Во-вторых, это небольшие 15-минутные занятия, которые построены по всем канонам школы. То есть подготовился, сел, послушал задание, выполнил это задание, получил качественную оценку и пошел заниматься чем-то еще. Это могут быть задания - нарисовать рисунок, сделать аппликацию, слепить что-то из пластилина
Как сформировать у ребенка правильное отношение к оценкам и объяснить что это такое?
Когда первоклассник идет в школу, он очень хочет делать все на отлично. Он очень хочет, чтобы его хвалил учитель, чтобы радовались родители. Понятно, что любое новое дело не получается сразу. И если в этот момент родители говорят: "Мы в тебя верили, а ты не оправдал наши ожидания", то это прямой путь в детские неврозы. Родителям очень важно оценивать не самого ребенка, а то, что он сделал, то есть: "Ты молодец, но вот здесь лучше, если ты будешь делать не  так, а вот так".
Как правильно организовать  рабочее место ребенка дома?
Очень важно, чтобы у первоклассника было свое место, свое рабочее место, чтобы это не было перед окном, которое отвлекает, или перед выходом из комнаты, где кто-то ходит, чтобы он сам его организовывал так, как ему нравится.  Подготовка домашних заданий, подготовка своего рабочего места тоже очень важный момент входа во взрослую, в том числе в школьную жизнь.
  • Не стоит описывать будущему первокласснику школу, как некое идеальное место, где всегда очень весело. Столкнувшись с реальностью, ребенок может испытать разочарование. Объясните ему, что некоторые задания иногда кажутся неинтересными, но их все равно нужно выполнять, чтобы стать умным и взрослым.
  • Крайне важно приучить ребенка усидчивости. Делать это можно во время игры. Предложите, к примеру, найти различия в похожих картинках, перечислить все предметы на столе, нарисовать что-то или слепить из пластилина.
  • На выполнение домашнего задания первокласснику не стоит тратить более 30 минут. При этом не нужно приступать к урокам сразу после школы. Сначала малышу надо отдохнуть, отвлечься от забот и только спустя пару часов приступать к занятиям.
  • Если у сына или дочки что-то не получается ни в коем случае не ругайте его.
  • Сначала похвалите ребенка за старание и за достигнутые успехи, а затем предложите вместе исправить ошибки.
  • Ну и конечно, объясните, что хорошие оценки - не самое главное в школе. Гораздо важнее приобретать новые знания и получать удовольствие от учебы.
По материалам: интервью кандидата психологических наук Анны Федосеевой  1 каналу телевидения


Ребёнок, окружённый критикой — учится обвинять. 
Ребёнок, окружённый насмешками — учится быть недоверчивым. 
Ребёнок, окружённый враждебностью — учится бороться. 
Ребёнок, окружённый злостью - учится причинять боль. 
Ребёнок, окружённый непониманием - учится не слышать других.
Ребёнок, окружённый обманом - учится врать.
Ребёнок, окружённый позором — учится чувствовать вину.

...и только сильные души могут разорвать этот круг.

Ребёнок, окружённый поддержкой - учится защищать.
Ребёнок, окружённый ожиданием — учится быть терпеливым.
Ребёнок, окружённый похвалами — учится быть уверенным.
Ребёнок, окружённый честностью — учится быть справедливым.
Ребёнок, окружённый безопасностью — учится доверию.
Ребёнок, окружённый одобрением — учится уважать себя.
Ребёнок, окружённый любовью — учится любить и дарить любовь.
Ребёнок, окружённый свободой выбора - учится быть ответственным за свои решения.

...и такое воспитание сложно сломить.


Говорите своему ребенку: 

1. Я люблю тебя.
 
2. Люблю тебя, не смотря ни на что.
 
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
 
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
 
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
 
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
 
8. Спасибо.
 
9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
 
10. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой *______* (что вы делали вместе).

Рассказывайте:
 

11. Историю их рождения или усыновления. 
12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
 
13. Историю о том, как вы выбирали им имена.
 
14 О себе в их возрасте.
 
15. О том, как встретились их бабушки и дедушки.
16. Какие ваши любимые цвета.
 
17. Что иногда вам тоже сложно.
 
18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*.
 
19. Какой у вас план.
 
20. Чем вы сейчас занимаетесь.

Слушайте:
 

21. Вашего ребенка в машине.
 
22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
 
23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
 
24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
 
25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.
 

Спрашивайте: 

26. Почему ты думаешь это случилось? 
27. Как думаешь, что будет если _____?
 
28. Как нам это выяснить?
 
29. О чем ты думаешь?
 
30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
 
31. Как думаешь, какое *оно* на вкус?
 

Показывайте: 

32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
 
33. Как свистеть в травинки.
 
34. Как тасовать карты, сделать веер (домик).
 
35. Как резать еду.
 
36. Как складывать белье.
 
37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
 
38. Привязанность к вашему супругу.
 
38. Что заботиться о себе (ухаживать за собой) очень важно.

Выделите время:
 

39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
 
40. Чтобы посмотреть на птиц.
 
41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
 
42. Ходить в какие-то места вместе.
 
43. Копаться вместе в грязи.
 
44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
 
45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.
 

Порадуйте своего ребенка: 

46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате. 
47. Положите шоколад в блины.
 
48. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
 
49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
 
50. Играйте с ними на полу.
 

Отпускайте: 

51. Чувство вины. 
52. Ваши мысли о том, как должно было быть.
 
53. Вашу потребность быть правым.
 

Отдавайте: 

54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.

55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал. 
58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
 
59. Делайте ванну в конце длинного дня.

60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.

И еще... читайте детям СКАЗКИ


Круглый стол "Нравственный потенциал сказок и притч" в рамках 3-ЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ "Психология сказки и Сказка психологии" (5 февраля 2011 года)
Ведущие круглого стола:Игорь Вачков - президент сообщества сказкотерапевтов, доктор психологических наук, профессор МГППУ
Архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий



Портрет гиперактивного ребенка: взгляд врача



http://psy.1september.ru/article.php?ID=200602310


Как заставить ребенка хорошо учиться
Почему дети не хотят учиться?
Почему они все-таки учатся?
http://www.psyh.ru/rubric/3/articles/609/

Трудно привести к добру нравоучениями,
легко примером.
Сенека






Комментариев нет:

Отправить комментарий