УЧИТЕЛЯМ

Образовательная среда – пространство  сотрудничества          

         Школа предлагает  сегодня школьнику на выбор множество дорог,  путей, по которым  можно идти и развиваться. В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые собственным выбором сделали педагогику своей профессий, а школу – местом профессионального самоопределения.
         Школьная  образовательная среда это система  разных взаимоотношений: ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-учитель, учитель-родитель.  Это пространство сотрудничества.
Поэтому мы можем говорить о школе как о месте, которое представляет собой развивающую, воспитывающую образовательную среду, где все участники выступают как равноправные партнеры и коллеги.
           В новом стандарте впервые открыто декларируется, что значимое требование к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации — обеспечение личностного развития учащихся.
Еще одна особенность нового стандарта — его целостная теоретико-методологическая основа. Прежний стандарт, безусловно, тоже базировался на определенном представлении о человеке, его развитии, об обществе и строился с учетом развития педагогических наук, педагогических технологий. Но только сейчас впервые представлена такая теоретико-методологическая основа образования, которая стала результатом интеграции наиболее передовых психологических и педагогических идей и теорий. Именно интеграции, а не попыток противопоставлять одни идеи другим.
           Человек развивается под влиянием двух причин: своих внутренних свойств, данных ему от природы и свойств окружающей среды. Все зависит от того, насколько внутренний мир человека и окружающая его среда  находятся в гармонии между собой. И если взрослые правильно организуют окружающее его общество, оно может исправить изъяны в воспитании, сформированные ранее, научить ребенка правильно использовать присущие ему свойства.
          За последние 10-15 лет  в школе стали появляться новые специалисты: логопеды, дефектологи,  социальные работники, педагоги-психологи, освобожденные классные руководители, педагоги дополнительного образования.
Но многие помнят   то время, когда учитель – педагог, преподающий какой-то школьный предмет – был практически единственной реально действующей единицей учебно-воспитательного процесса. Были, правда, еще классные руководители, пионервожатые, но учителя-предметники доминировали в учебном процессе, осуществляя после уроков организационно-воспитательную работу. Возникающие конфликты и непонимания как-то разрешались, и носили они частный, не системный характер.
            Многое изменилось.  В школе теперь не только учитель, а много разных специалистов. И часто нет между  этими специалистами полного понимания и четкого разделения функций. Не просто провести четкую профессиональную границу между социальным педагогом и психологом. Как следствие – не получается построить систему сотрудничества.  С трудом удается  найти себя в педагогической системе школы логопедам и социальным работникам. А значит их деятельность мало  эффективна. Школьные психологи в школе уже более 15 лет, а система  по-прежнему не всегда понимает каковы их цели и задачи. Размываются цели, задачи, предполагаемый результат. Педагог их видит по-своему,  психолог , логопед,  социальный педагог – иначе. Сегодня все специалисты, не ведущие уроки в школе,  объединены в группу ИПП (иной педагогический персонал).
Почему же школа сегодня разделяет  специалистов на две группы: ПП и ИПП?  Может быть  причина в том, что большинство “новых” специалистов были внедрены в школу без серьезно  продуманного функционала и  как результат -   здоровое сопротивление устоявшейся системы?
           Педагог привык  все делать сам и за все отвечать сам. Это  трудно, но зато и “дивиденды” велики – любовь детей, признательность родителей, ощущение выполненной миссии.  Возможно, что так, но это еще не все объяснения возникающего непонимания.
Специалисты, ориентированные на развитие, появляясь в школе,  изначально оказываются в противоречие с целями и задачами  тех педагогов, кто  в своей работе ориентированных на обучение (ЗУНы). Именно обучение, а не образование.  Обучение множеству,  слабо систематизированных и взаимосвязанных между собой,  предметных  знаний. Образование  же результатом своим ориентировано на развитие личности, его качеств и способностей, а обучение – на ЗУНы.
И дело не в том, что психологи – “хорошие” и гуманистичные, а педагоги – “плохие” и воспринимают ребенка как объект воздействия. Им изначально предписаны разные цели и задачи, они профессионально ориентированы на различный результат. 
             Социально-экономические, научно-технические, культурные изменения, происходящие в нашей стране,  неизбежно повлекли за собой и изменения в образовании. Главное требование к современному образованию – оно должно стать гуманистически ориентированным.
      Нормальное, полноценное сотрудничество всех специалистов возможно только в школе, вставшей на путь гуманистического переосмысления своей деятельности.  Система  деловых отношений на основе партнерского взаимодействия и продуктивного сотрудничества может быть выстроена при условии,  если школа готова к осознанию причин конфликтов и непонимания и движется к единству целей всех участников образовательного процесса.



Цель образования определена сегодня Новым  Федеральным  государственным образовательным стандартом, введенным с 1 сентября 2011 года: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного гражданина России. Новые ФГОС устанавливают определенные требования к образовательным результатам: кроме предметных к ним теперь относятся метапредметные и личностные результаты.
         Планируемыми  результатами  освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с новыми ФГОС теперь становятся:
1.     Личностные универсальные учебные действия (УУД)
2.     Коммуникативные УУД
3.     Регулятивные УУД
4.     Познавательные УУД

         В связи с актуальностью формирования универсальных учебных действий и переходом  школы на обучение по новому образовательному стандарту,  перед психологами  и учителями встают новые профессиональные задачи, решать которые успешно можно только в тесном сотрудничестве.
Учителю одному без сотрудничества с другим образовательными службами и с родителями справится с поставленной задачей чрезвычайно трудно, а порой невозможно.
        Построение системы работы школы на основе гуманистического (антропологического) подхода предполагает, как минимум, два важных шага.
Первый шаг — проектирование  образовательной среды школы на основе антропологических принципов: 1) целостности ребенка в процессе образования, 2) его собственной активности в освоении предлагаемого содержания, 3) ориентации на развитие качеств и способностей человека как субъекта культуры.
Второй шаг — построение системы деятельности всех специалистов школы на основе задач развития школы и ребенка, организация постоянного сотрудничества этих специалистов.
Такая система работы предполагает деловое сотрудничество  всех специалистов школы, создание условий для решения задач развития всех учащихся школы и каждого ребенка в отдельности.
          Примером  такого сотрудничества может стать, существующий с 2009 года в ЦО1452 “Богородский”, Координационный совет служб сопровождения (КС). Цель создания КС –  совместный поиск эффективных форм и методов  психолого-педагогического сопровождения учащихся.
        Психолого-педагогическое сопровождение мы понимаем как  систему профессиональной психолого-педагогической деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения.
        В Координационный совет  служб сопровождения входят: заместители директора по учебной и воспитательной работе, психолог, логопед, социальный педагог, медицинский работник.   КС работает по своему плану. В течение года Координационный совет проводит плановые заседания по параллелям 1,2.4.5.9 классов. Формат заседаний – круглый стол.  Кроме членов Координационного совета, на заседания  приглашаются учителя-предметники, классные руководители. В случае необходимости проводятся внеплановые заседания с приглашением родителей, как партнеров в учебно-воспитательном процессе. 
        Постановка целей и задач работы КС осуществляется заранее, таким образом, каждый изначально хорошо понимает назначение встречи и готовится к ней. Подготовкой к заседанию КС   является заполнение  бланков педагогического, психологического, медицинского представлений (см.приложение).  Собираясь вместе на заседании КС у нас появляется возможность взглянуть на каждого ребенка  объективно, с разных сторон, обратить внимание на его актуальное состояние, как меняется его ситуация развития, в чем его сильные стороны и где необходимо оказывать помощь. У учителя  есть возможность поделиться трудностями с коллегами и специалистами  служб сопровождения. По результатам встречи составляется документ – Решение, в котором  отражаются все договоренности  о дальнейших формах  сотрудничества всех участников образовательного процесса (учителей, психологов,  администрации, родителей), а также список детей, которые испытывают трудности в учебной или социальной адаптации и нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении.
           Координационный совет позволяет построить взаимоотношения учителя со службами сопровождения на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности каждого, организовать целостное психолого-педагогическое сопровождение учащихся, отслеживая траекторию его развития и обучения на протяжении всего школьного периода, задействовать профессиональный и личностный потенциал всех взрослых, имеющих отношение к эффективности этого процесса: педагогов,  администрации, психологов, родителей, медицинских работников.

Центром взаимодействия  всех образовательных служб является ученик. Ради него и его благополучия разрабатываются образовательные программы, создаются образовательные технологии, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.
 Мурашкина Светлана Вячеславовна      
Руководитель психологической службы
ЦО1452»Богородский»


Трудные дети нуждаются в понимании

"Взрослым необходимо знать, что так называемые трудные дети, как правило, несчастны. 

Б.М.Бим Бад
Несчастен и ребенок-тиран, и забитый трус.

Есть много разных видов страдающих детей. Эмоционально неуравновешенные дети. Агрессивные или подавленные, апатичные или непрерывно дерущиеся, ненавидящие себя и других. Страдающие от своей неспособности, робкие и слишком волнующиеся.

Все они нуждаются в понимании. 



Подробнее здесь..

Как содействовать 
психологическому здоровью учащихся?

        Особое значение для подростка имеет вера взрослых  в его возможности:

·        Подросток должен почувствовать себя принятым педагогом.

·        По возможности акцентировать внимание ученика на тех позитивных качествах, которые педагог в нем замечает (к сожалению взрослые склонны сосредотачиваться преимущественно на недостатках детей, а не на их достоинствах, чаще встречается запрет, а не разрешение на «поглаживания»)

·         Использовать в общении с детьми воодушевляющие «Я-высказывания», главная цель которых – построить  такие отношения, в которых признаются  усилия ребенка, направленные на самопонимание, самоутверждение (при этом отсутствует оценка, высказывания не являются похвалой, которая всегда носит оценочный характер и произносится из «родительской» позиции, позиции СВЕРХУ)

ПРИМЕР: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я вижу как ты усердно трудишься», «Я заметил,  что тебе нравится работать над этим заданием»

·         Важно подчеркивать  ценность собственного мнения детей, их право на свою точку зрения, отличную от окружающих  (при этом важно  замечать  не только тех, кто высказывается без дополнительного побуждения, но и тех, кто держит свое мнение при  себе. «Я замечаю, что ты ничего не говоришь, но у тебя есть свое мнение по этому вопросу». Ребенок, к которому обращаются таким образом, убеждается, что его «видят, замечают», его мнение тоже что-то значит для учителя)

·         Младший подросток воспринимает отметку как оценку собственной личности, а не как результат своего труда. Необходимо четко сформировать у учащихся представление о том, какая отметка соответствует работе определенного качества 

·         Предоставление учащимся опыта самооценивания, содержательного оценивания результатов своих учебных действий кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и  каким путем шел к этим достижениям, какие трудности испытывал и как  их преодолевал)

·         Использовать вербализацию чувств ребенка в той или иной ситуации. Через отражение эмоций учитель, с одной стороны, помогает ребенку самому лучше понять  себя, с другой – показывает, что понимает его состояние 

ПРИМЕР:«Я понимаю, что ты расстроился, получив двойку и тебе обидно, что это случилось именно с тобой, но …»

·         Хорошо разбираться в собственных чувствах, предоставляя ребенку образец хорошо рефлексируещего взрослого (использовать Я-высказывания в общении с ребенком)

ПРИМЕР:  «Я огорчена, что ты пропустил важный момент», «Я сержусь на тебя за опоздание»,  «Я беспокоюсь, что ты не усвоишь тему» и т.п.)

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ

(рекомендации педагогам по организации работы с родителями)

1. Способность к общению — профессиональное качество учителя.
Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.

2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Нередко учитель видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя — вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца и матери своего ученика, более того — найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.


3. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Воспитание ученика основывается на совместных усилиях школы и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.


4. Людям нравится ощущать собственное значение. Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству — подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка.
В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом — постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В третьем — укрепите уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он безусловно может быть и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.


5. Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку. Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только учитель покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза учителя и чувствуют, что учитель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.


6. Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Например, вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребенка и каким образом пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком и который сумел их преодолеть. Дайте возможность такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.


7. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять свое собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.


8. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисциплины ученика, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.


9. Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с родителями учитель требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком. Вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится.
Гораздо лучше, если учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребенка. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.


10. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга
Можно утверждать, что ваша беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика пройдет более успешно, если:
¯  Вам удалось избежать противоречия и конфронтации.
¯  Вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений.
¯  Вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку.
¯  Вы обсудили ваши совместные действия.
¯  Вы сумели объединиться с ними против вашего общего «врага» — воспитательной или учебной проблемы, разработать план конкретных совместных действий.



Правила школьной жизни– основа успешного  усвоения знаний


С раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.  Ребенок часто может быть неучтивый лишь в силу незнания того, когда, где
и как надо поступить.  Дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом.
Освоение детьми правил школьной жизни начинается с приходом детей в школу.  Для формирования  положительного отношения к правилам поведения в школе  можно использовать различные методы работы.
В программе адаптационно-развивающих занятий для первокласников "Я _школьник" используются  следующие  методы работы с детьми по освоение правил школьной жизни:
- работа со сказкой («Лесная школа», « Школьные правила» М.А.Панфилова)
- ролевой тренинг «Актеры и режиссеры»
- создание фотоплаката «Правила школьной жизни»

Фотоплакат  "Правила школьной жизни" в 1Б классе










Фотоплакат в 1В классе


Если каждый ученик станет следовать «Правилам», то в школе установится доброжелательная, психологически комфортная атмосфера, которая нужна человеку сама по себе, и вместе с тем  способствует успешному  усвоения знаний,  творческому развитию.




Какие навыки и знания нужны в 21 веке.

9 принципов новой образовательной модели


Ученые, занимавшиеся оценкой эффективности разных  способов обучения, вывели принципы новой образовательной модели, направленной на формирование навыков и знаний, необходимых в 21 веке



Продолжение здесь:



СНОВА ВМЕСТЕ

Проблемы адаптации в начале нового учебного года

Первое сентября! Снова в школу! За демонстративным нежеланием идти учиться у любого подростка скрываются волнение, радость от предвкушения встречи с друзьями и ожидание нового. Однако новое — это всегда неопределенность, которая пугает. Даже «зубры»-старшеклассники немного волнуются. Как пройдет их последний год в школе? Удастся ли достойно ее закончить? А что потом? Получится ли наладить отношения с тем, кто нравится? Вопросов много, ответы на них пока неизвестны. Но все равно каждый рад, что все они снова вместе.
Они очень изменились за лето — подростки ведь так быстро взрослеют, из мальчиков и девочек превращаются в юношей и девушек... Это тоже удивительно и необычно — нужно привыкнуть, что рядом не Машка, с которой играл в «казаки-разбойники», а хорошенькая девушка в коротенькой юбочке и с накрашенными ресничками, а Петька теперь элегантный молодой человек, который читает Маркеса.
СТАДИЯ ОРИЕНТАЦИИ

Каждый класс развивается уникально. Взаимодействие учащихся имеет сложный и непредсказуемый характер. Однако есть некоторые закономерности, которые влияют на ход развития групп и задают его направление.
В начале учебного года класс проходит через стадию ориентации, характеризующуюся формированием структуры, поисками групповых целей, значительной зависимостью от педагога. Даже если дети уже не первый год вместе в таком составе, все равно они меняются, а потому меняется и расстановка сил. Помимо всего прочего, на этом этапе учащиеся настроены на позитивное взаимодействие, активны, инициативны, легко идут на контакт, легко управляемы. Вследствие этого педагог должен руководить развитием коллектива, опираясь на особенности
 педагогического руководства.
Основная особенность здесь заключается в том, что групповой активностью школьников необходимо управлять не только в процессе учебной деятельности, но и вне ее. То есть в качестве педагога-организатора может выступать как педагог-предметник и классный руководитель, так и освобожденный воспитатель. Эффективность деятельности педагога-организатора зависит от уровня его авторитета в подростковой группе. Если в младшем школьном возрасте достаточно одной составляющей этого авторитета, а именно авторитета
 роли учителя, то в подростковом возрасте к авторитету роли учителя должен добавиться авторитет личности. И последний начинает играть основополагающую роль в выстраивании взаимоотношений педагога и подросткового коллектива.
Для старших школьников принципиально важно отношение педагога к ним, его умение общаться, его эрудиция, этические качества.
Успешность педагогического руководства зависит от наличия у педагога ряда личностных качеств, таких как общительность, направленность на других, склонность к сотрудничеству, эмпатия, тактичность, толерантность, эмоциональная устойчивость, социально-ролевая гибкость, артистизм, отсутствие ярко выраженного стремления к лидерству, способность к самокритичности, к импровизации, быстрота мышления.
Но не все так безоблачно в период адаптации, ведь любое «привыкание» связано с напряженностью, с приложением определенных усилий как со стороны учащихся, так и со стороны педагога, а это неизбежно приводит к кризисной ситуации. Поэтому класс (примерно к концу первого месяца учебы) приходит к
СТАДИИ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА.

Этот конфликт связан, в первую очередь, с вопросами межличностного доминирования.
Определяются лидеры, формируются группировки, происходит четкое распределение ролей внутри класса. Выделившиеся неформальные лидеры борются за внутригрупповую власть (потенциальное или актуальное влияние, которое они могут оказать на других членов класса), в результате избирая один из трех способов достичь цели:
• конкуренция (достижение превосходства над другими);
• кооперация (совместная деятельность);
• независимая деятельность (то, что делает один лидер, никак не соотносится с деятельностью других).
Школьный класс состоит из некоторого количества подгрупп. Делятся они часто по статусному признаку: выделяется группа высокостатусных со «звездой» во главе, группы средне- и низкостатусных, изгои группы тоже составляют общность. Деление на микрогруппы в младшем школьном возрасте может происходить по принципу успешности в учебе. Позднее доминантным становится половой признак. В старшем школьном возрасте — коммуникативная успешность.
Все это ведет класс либо к разобщенности и распаду на невзаимодействующие микрогруппы, которые в дальнейшем будет очень сложно разбить, либо к
 
СТАДИИ ПСЕВДОСПЛОЧЕННОСТИ.
При условии грамотного управления групповыми процессами к концу адаптационного периода (окончание первой четверти) одноклассники все больше и больше начинают заботиться о гармонии и теплоте взаимоотношений друг с другом, различия сглаживаются ради формирования атмосферы доверия и сплоченности. Эта сплоченность пока еще носит поверхностный характер и держится на эмоциональных факторах, а не на глубоких, присвоенных принципах, выработанных группой.
В адаптационный период класс формируется, и обычно педагог принимает на себя более активную направляющую роль. Учащиеся в этот период менее активны, им важно одобрение и принятие педагога, но к стадии групповой сплоченности педагог должен безболезненно для себя и учеников взять на себя роль соруководителя, партнера, друга, от позиции которого будет во многом зависеть дальнейшее развитие группы.
МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ КОНГЛОМЕРАТА

А.С. Макаренко
 выделял три стадии развития коллектива. Адаптационный период в его трактовке — это единоличное управление педагога. Педагог берет на себя такие функции, как целеполагание, информирование, принятие решений, обратная связь, контроль, делегирование полномочий, поощрение успехов.
Кроме того, в этот период педагог должен брать на себя такую функцию, как создание благоприятного социально-психологического климата в классе. «Коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения».

Е.Г. Трошина
 называет этот период «медовым месяцем», и основными его характеристиками являются оптимизм, позитивный настрой друг на друга, энтузиазм в постановке и решении коллективных задач.
Первый этап развития коллектива
 А.Н. Лутошкин назвал «песчаная россыпь»: члены класса вместе, на одной территории, но связаны они только формальным территориальным признаком. Чуть подует ветерок, и эти песчинки разлетятся. К тому моменту, как перед членами группы ставится общая цель в рамках одной деятельности, класс становится «мягкой глиной», цель и деятельность выступают в качестве скрепляющего фактора, но это объединение неясно и бесформенно. Педагог выступает в качестве скульптора, который придает глине эстетичную, социально приемлемую форму. К концу адаптационного периода класс переходит к стадии «мерцающего маяка»: есть огонь внутри группы, есть единение, но этот огонь еще сильно зависим от внешних факторов, он еще мало самостоятелен, но уже горит и указывает путь.

Л.И. Новикова, В.А. Сластенин
 придерживаются следующего подхода к определению развития коллектива: нижний уровень формирования коллектива — группа-конгломерат, то есть группа, собранная на одном месте в одно время. Их взаимоотношения поверхностны и ситуативны, цели группе даются извне, происходит формальное межличностное объединение.


ПЕРВЫЙ КРИЗИС

Неслучайно четверти в школе имеют именно такую временную протяженность, к которой мы привыкли. Это связано не только с временными, но и с психологическими факторами, о которых мы часто не задумываемся. Вот, например, нам редко приходит в голову, почему большинство смен в лагере или пансионате длятся 21 день? А причина проста: 21 день — это время, в течение которого человек способен эффективно взаимодействовать в условиях закрытого социума без вреда для своего психологического состояния и психического здоровья.
Любая временная группа (а школьный класс — это временная группа, пусть и
 долговременная) имеет свои закономерности развития, о которых мы уже начали говорить, описывая особенности адаптационного периода. Переход от одного этапа к другому ознаменовывается кризисом, своего рода «ступенькой», через которую должна переступить группа, чтобы оказаться на более высоком этапе развития.
Развитие группы, как и развитие индивида, идет по синусоиде: подъемы сменяются спадами, максимальный уровень развития группы — кризисом.
Начало учебного года является, как было уже отмечено выше, своего рода начальной точкой развития группы, даже если эта группа не вновь объединилась. Учащиеся находятся в состоянии ожидания, и то, в каком направлении эти ожидания будут развиваться, зависит от грамотного руководства педагога.
Грамотно построенное психолого-педагогическое сопровождение класса, опирающееся на положительный эмоциональный настрой учащихся в самом начале учебного процесса, позволяет добиться того, что динамика группы начинает стремительно расти, а коллектив класса — развиваться. К середине четверти эмоциональное состояние группы идет на спад, пройдя верхний пик развития.
Эйфория первой встречи, новизна забытой за лето учебы притупляются, ребята перешли на более взрослую ступеньку развития, следовательно им предъявляются более жесткие требования, перед ними ставятся более серьезные задачи. Повторное привыкание к режиму учебы, присвоение новых ценностей, осознание своих новых возрастных задач, привыкание к «новым» одноклассникам — все это становится причиной первого адаптационного кризиса.
Так как причиной кризиса является адаптация к различным факторам, влияющим на группу, то, осознавая эти факторы, руководитель детского коллектива должен уметь грамотно преодолеть этот кризис.

Ирина ТЕЛЕГИНА,
ст. преподаватель
кафедры педагогики высшей школы МПГУ



из интервью  директора ЦО686 "Класс-центр" С.З.Казарновского  http://www.novayagazeta.ru/society/5489.html


P.S. Хотел внести свой вклад в оснащение учителей «началки» разными методиками или рекомендациями, да вспомнил, что всё уже придумано.

Выдержки из «Инструкции по образованию и воспитанию» Екатерины II от 13 марта 1784 года 

«Во главе образования поставить нравственное воспитание, стремление к добру, физическому здоровью и развитию без всяких принудительных мер, чтобы учителя и воспитатели были лишь помощниками, облегчающими детям их самостоятельность.

Здоровое тело и умонаклонения к добру составляют все воспитание. Рекомендуется дважды в день открывать окна, и чтобы, как возможно, летом и зимою были бы на вольном воздухе.

Питая в детях веселость нрава, нужно отдалять от глаз и ушей их все плохое и противное, как-то: печальные воображения; наводящие уныние рассказы и всякия малодушие, наводящие негу и ласкательства. Не оставлять никогда детей в праздности.

При всяком учении не держать детей более получаса, и кончить всегда прежде, нежели они будут скучать.

Детям трудно иметь прилежание. Страхом научить нельзя, а когда учиться будут непринужденно и добровольно, то заниматься будут охотно, так же как играть.

К учению не принуждать, а за отличия хвалить. Искусство учителей будет состоять в том, чтобы насколько возможно облегчить детям учение.

Запрещается принуждать детей учить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет, так как запоминать легче повторением.

Обходиться с детьми вообще как со взрослыми людьми, и для того, говоря с ними, употреблять здравый рассудок и выражения с летами воспитанников сходные. Выговоры чинить детям наедине и всегда со спокойным голосом, а хвалить всегда при свидетелях.

И вот тогда мы сравняемся с лучшими европейскими странами во всех свободных науках, а также обеспечим будущее нашим детям». 





Комментариев нет:

Отправить комментарий