Ребенка нужно не воспитывать, а растить
Про воспитание
·
Воспитание ребенка — это не
дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у
детей условные рефлексы.
·
Я не люблю глагол
«воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с такими действиями, как
заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять. Поэтому лучше
сказать не «воспитывает», а «растит». Помогает расти. Чтобы когда-нибудь
ребенок вырос и мог жить среди других людей, самостоятельно.
Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет
Адама.
Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к
протянутой руке Адама.
Взрослый — носитель знаний, мудрости, этических
принципов. И он передает все это своему ребенку.
·
Когда ребенок вырос и может жить
самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть. Потому что рука ребенка
уже обрела собственную силу. Он индивидуум, личность.Родительская
миссия окончена. Тогда остаются только их личные чувства друг к другу,
их любовь, дружба между родителями и ребенком.
·
Воспитание — это насилие
над ребенком. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп
развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться
неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как
с растением — его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не
торопить.
Про
непослушание
·
Непослушание — единственное, что ребенок
может противопоставить неправильному обращению с ним.
·
Рассердить, чтобы получить
внимание, — очень так типично для детей.
·
Подростковая мода подобна
ветрянке — многие ребята ее подхватывают и переносят в более или
менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад.
Но не дай Бог, родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном
или дочерью.
·
Дисциплина не до, а после
установления добрых отношений, и только на базе них.
·
Ваш ребенок нуждается в
отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью.
Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий
(или своего бездействия). Только
тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
·
Дети часто думают, что
родители — «железные Феликсы», просто потому, что родители не привыкли
говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем:
«Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное — быть
искренними и не манипулировать его чувствами.
Про
самооценку
·
Самооценка ребенка меряется
его поступками. Хорошо учусь — я молодец. Помогаю маме — я молодец.
Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь
плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо.
Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки — ему все равно.
Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки — ему все равно.
Про
школу
·
Школа как организация не
заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных
сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их
выполнения. По сути, школа — это лаборатория по изготовлению безвольных людей:
школьник по определению подневолен. Он исполнитель.
·
Когда ребенка заставляют, запугивают, когда
учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты
почему такой глупый?», — в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У
него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится
сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка.
Вдохновлять — вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны
делать родители — по крайней мере первые шаги в этом направлении. Освободить
ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».
·
Одна из участниц моих семинаров рассказывала,
что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и
пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень
люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла.
Это один вариант ответа.
·
Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что
вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку
выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали».
Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена,
это благодаря вашим усилиям». Учителя тоже люди. Их иногда важно успокоить
и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего
ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы
все равно его любите.
·
Школа — это на время. А
ваши отношения с ребенком — навсегда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий