- Как может ребенок обнаружить свою позицию по поводу прочитанного?
- Как помочь ребенку достичь собственного понимания текста?
- Как превратить обучение чтению в в процесс персональной переработки прочитанного и способствовать становлению субъектности ребенка?
- Что такое ««социализация» переживания?
На все эти вопросы вы найдете ответ в статье
Марины Аромштам "Чтение как понимание"
Чтение – сложно устроенное умение. Развивается оно постепенно, лет до пятнадцати, и степень его сформированности определяется не только техникой, не только способностью протараторить 130 слов в минуту, но и таким критерием как «понимание прочитанного». Собственно, чтение возникает только там, где существует понимание.
Сейчас издается очень много книг – гораздо больше, чем раньше. И
практически у каждой книги находятся свои читатели. У разных книг – разные
читатели. В силу многообразия нам, читающим, сегодня гораздо сложнее прийти к
консенсусу, чем раньше. Я, например, часто ловлю себя на том, что не разделяю
книжные предпочтения даже уважаемых мною людей. И таких людей, чьи предпочтения
я не разделяю, гораздо больше чем тех, с кем я совпадаю при оценке книги. Но я
готова признать, что дело не в книге, а во мне – в тех внутренних «крючках», за
которые цепляется читаемое; в тех внутренних впадинах, разрывах и выпуклостях,
рельеф которых позволяет мне сложиться с тем или иным произведением. У каждого
читателя этот внутренний рисунок свой. У каждого внутри свой резонатор. Поэтому
никакого «единственно верного ответа» на вопрос «Что хотел сказать писатель?»
(в разных модификациях) не существует. И нет никакой разницы, классическое
произведение ты берешь в руки или произведение из «новой словесности». Гораздо
корректнее было бы спросить: «Что ты услышал? Что эта книга тебе сказала?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий