понедельник, 20 января 2014 г.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

На стенде "Уголок психолога" размещен материал, посвященный технике "понимающего слушания":


Два правила общения


 
  1. Лучший собеседник не тот, кто умеет говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.
  2. Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.



Типы слушателей

·    «Оценщик» Постоянно следит о сказанном в зависимости от личных пристрастий.
·   «Толкователь» Для этого типа важнее не «что», а «почему» сказано.
·    «Сердобольный» Излишне сочувствующий, во всем соглашающийся слушатель.
·  «Диагност» Склонный к нравоучениям, раскладывающий все «по полочкам».
· «Фельдфебель» Склонный к диктату, приказам, не слушает, а снисходительно-повелительно выслушивает.
·   «Заяц» Уклоняющийся от беседы слушатель.

· «Понимающий» Слушает и слышит именно то, что говорится, понимают чувства и внутренний мир собеседника.

Нам мешает слушать:

·    Поглощенность собственными мыслями. Не слушаем потому, что обдумываем, как бы поэффективнее продемонстрировать свою эрудицию.
·    Эмоциональная неуравновешенность. Не слушаем потому, что не владеем собой и полностью заняты внутренними эмоциональными «бурями».
·    Уязвленное самолюбие.  Не слушаем потому, что воспринимаем высказывание как покушение на наш авторитет, и сразу готовы защищаться. А лучшая защита – это нападение…
·    Выставление оценок сказанному. Не слушаем потому, что считаем себя умнее остальных и судим со своих личных позиций, ставя оценки.
·    Невнимание к близким.
·    Не владение техникой  «понимающего слушания».


Чтобы  овладеть  техникой «понимающего слушания»,  необходимо следовать нескольким советам:

 1. Поощряйте собеседника
Выражайте интерес, поощряйте речь собеседника. Используйте нейтральные слова не выражающие оценку. Избегайте критики.
Используйте: Ага, Угу, да, я понимаю, и др
Поможет также дословный повтор одного-двух слов собеседника.
 2. Прояснение
Помогает прояснить сказанное, уточнить, получить больше информации. Задавайте вопросы. Переформулируйте услыша нное не совсем точно, чтобы говорящий продолжил объяснение.
Когда? Как это случилось? Правильно ли я понял что....? Насколько я понял, это.... Я услышал....
 3. Переспрашивание
Тут нужно показать, что вы слушаете и понимаете суть изложенного. Также вы проверяете собственное понимание. Переспрашивайте по-своему формулируя основные предложения и факты.
Т.е вы бы хотели, чтобы вам больше доверяли. Не так ли?
Показать, что вы понимаете чувства другого человека. Предоставить человеку возможность услышать о его чувствах со стороны.
Вы, кажется, расстроены этим фактом...?

5. Выражение сопереживание
Признать значимость и выразить уважение к чувствам и переживаниям другого человека. Подчеркиваем важность его чувства собственного достоинства, значимости. Признаем значимость проблем собеседника.
Я ценю ваше стремление разрешить эту проблему...
Я разделяю вашу озабоченность данным вопросом....

6. Подведение итогов
Указать на наличие прогресса в разговоре. Свести воедино основные идеи и факты. Создать основу для дальнейшего обсуждения. Тут необходимо заново сформулировать основные идеи и чувства.
Правильно ли я понял, что...?
В итоге, можно сказать что...
Насколько я понял это..., речь шла о....
Кажется, это была ключевая идея...
Давайте подведем итог....В результате....
Эти советы, скорее всего, покажутся вам знакомыми и простыми.
Основное правило - не пользоваться ими механистично.
Их использование не должно превращаться в напряженное следование правилу "понимающего слушания».
Важно искренне испытывать интерес к собеседнику, видеть его уникальность.  Относиться к нему бережно и с уважением.

Вот тогда все получится!

Комментариев нет:

Отправить комментарий