На стенде "Уголок психолога" размещен материал, посвященный технике "понимающего слушания":
Два правила общения
1. Лучший собеседник не тот, кто
умеет говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.
2. Люди
склонны слушать другого только после того, как выслушали их.
Типы слушателей
· «Оценщик» Постоянно следит о сказанном в зависимости от
личных пристрастий.
· «Толкователь» Для этого типа важнее не «что», а «почему»
сказано.
· «Сердобольный» Излишне сочувствующий, во всем соглашающийся
слушатель.
· «Диагност» Склонный к нравоучениям, раскладывающий все
«по полочкам».
· «Фельдфебель» Склонный к диктату, приказам, не слушает, а
снисходительно-повелительно выслушивает.
· «Заяц» Уклоняющийся от беседы слушатель.
· «Понимающий» Слушает и слышит именно то, что говорится,
понимают чувства и внутренний мир собеседника.
Нам мешает слушать:
·
Поглощенность
собственными мыслями. Не слушаем потому, что обдумываем, как бы поэффективнее
продемонстрировать свою эрудицию.
·
Эмоциональная
неуравновешенность. Не слушаем потому, что не владеем собой и полностью заняты
внутренними эмоциональными «бурями».
·
Уязвленное
самолюбие. Не слушаем потому, что
воспринимаем высказывание как покушение на наш авторитет, и сразу готовы
защищаться. А лучшая защита – это нападение…
·
Выставление
оценок сказанному. Не слушаем потому, что считаем себя умнее остальных и судим
со своих личных позиций, ставя оценки.
·
Невнимание
к близким.
·
Не
владение техникой «понимающего слушания».
Чтобы овладеть техникой «понимающего
слушания», необходимо следовать
нескольким советам:
1.
Поощряйте собеседника
Выражайте интерес,
поощряйте речь собеседника. Используйте нейтральные слова не выражающие оценку.
Избегайте критики.
Используйте: Ага,
Угу, да, я понимаю, и др.
Поможет также дословный повтор одного-двух
слов собеседника.
2. Прояснение
Помогает прояснить
сказанное, уточнить, получить больше информации. Задавайте вопросы. Переформулируйте услыша
нное не совсем точно, чтобы говорящий
продолжил объяснение.
Когда? Как это
случилось? Правильно ли я понял что....? Насколько я понял, это.... Я услышал....
3. Переспрашивание
Тут нужно показать, что
вы слушаете и понимаете суть изложенного. Также вы проверяете собственное
понимание. Переспрашивайте по-своему формулируя основные предложения и факты.
Т.е вы бы хотели, чтобы
вам больше доверяли. Не так ли?
4. Эмпатия
Вы, кажется, расстроены
этим фактом...?
5. Выражение
сопереживание
Признать значимость и
выразить уважение к чувствам и переживаниям другого человека. Подчеркиваем важность его чувства собственного достоинства, значимости. Признаем
значимость проблем собеседника.
Я ценю ваше стремление
разрешить эту проблему...
Я разделяю вашу
озабоченность данным вопросом....
6. Подведение итогов
Указать на наличие
прогресса в разговоре. Свести воедино основные идеи и факты. Создать основу для
дальнейшего обсуждения. Тут необходимо заново сформулировать основные идеи и
чувства.
Правильно ли я понял,
что...?
В итоге, можно сказать
что...
Насколько я понял
это..., речь шла о....
Кажется, это была
ключевая идея...
Давайте подведем
итог....В результате....
Эти советы, скорее всего, покажутся вам знакомыми и простыми.
Основное правило - не пользоваться ими механистично.
Их использование не должно превращаться в напряженное следование правилу
"понимающего слушания».
Важно искренне испытывать интерес к собеседнику, видеть его уникальность. Относиться к нему
бережно и с уважением.
Вот тогда все получится!
Комментариев нет:
Отправить комментарий