суббота, 23 ноября 2013 г.

Как содействовать психологическому здоровью учащихся?

"Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в период адаптации к средней школе"  -  тема Круглого стола, который прошел в гимназии 22 ноября с участием педагогов, работающих в пятых классах.
Вместе с педагогами мы говорили о возрастных особенностях пятиклассников, о том как взрослые могут поддерживать ребят на этом этапе их развития, как содействовать их психологическому здоровью.В результате обмена мнениями, мы пришли к  общему пониманию:

Как содействовать психологическому здоровью учащихся?

·        Особое значение для подростка имеет вера взрослых  в его возможности.
·        Подросток должен почувствовать себя принятым педагогом.
-       По возможности акцентировать внимание ученика на тех позитивных качествах, которые педагог в нем замечает
(к сожалению взрослые склонны сосредотачиваться преимущественно на недостатках детей, а не на их достоинствах, чаще встречается запрет, а не разрешение на «поглаживания»)
-       Использовать в общении с детьми воодушевляющие  «Я-высказывания», главная цель которых – построить  такие отношения, в которых признаются  усилия ребенка, направленные на самопонимание, самоутверждение.
(при этом отсутствует оценка, высказывания не являются похвалой, которая всегда носит оценочный характер и произносится из «родительской» позиции, позиции СВЕРХУ)
ПРИМЕР: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я вижу как ты усердно трудишься», «Я заметил,  что тебе нравится работать над этим заданием»
·        Важно подчеркивать  ценность собственного мнения детей, их право на свою точку зрения, отличную от окружающих.
(При этом важно  замечать  не только тех, кто высказывается без дополнительного побуждения, но и тех, кто держит свое мнение при  себе. «Я замечаю, что ты ничего не говоришь, но у тебя есть свое мнение по этому вопросу». Ребенок, к которому обращаются таким образом, убеждается, что его «видят, замечают», его мнение тоже что-то значит для учителя)
·         Младший подросток воспринимает отметку как оценку собственной личности, а не как результат своего труда. Необходимо четко сформировать у учащихся представление о том, какая отметка соответствует работе определенного качества (см. «Общие педагогические требования»)
·       Предоставление учащимся опыта самооценивания, содержательного оценивания результатов своих учебных действий кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и  каким путем шел к этим достижениям, какие трудности испытывал и как  их преодолевал)
·       Использовать вербализацию чувств ребенка в той или иной ситуации. Через отражение эмоций учитель, с одной стороны, помогает ребенку самому лучше понять  себя, с другой – показывает, что понимает его состояние («Я понимаю, что ты расстроился, получив двойку и тебе обидно, что это случилось именно с тобой, но …»)

·       Хорошо разбираться в собственных чувствах, предоставляя ребенку образец хорошо рефлексируещего взрослого (использовать Я-высказывания в общении с ребенком:  «Я огорчена, что ты пропустил важный момент», «Я сержусь на тебя за опоздание»,  «Я беспокоюсь, что ты не усвоишь тему» и т.п.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий