"Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в период адаптации к средней школе" - тема Круглого стола, который прошел в гимназии 22 ноября с участием педагогов, работающих в пятых классах.
Вместе с педагогами мы говорили о возрастных особенностях пятиклассников, о том как взрослые могут поддерживать ребят на этом этапе их развития, как содействовать их психологическому здоровью.В результате обмена мнениями, мы пришли к общему пониманию:
Как содействовать психологическому здоровью учащихся?
·
Особое значение для подростка имеет вера взрослых в его возможности.
·
Подросток должен почувствовать себя принятым педагогом.
- По возможности акцентировать
внимание ученика на тех позитивных качествах, которые педагог в нем замечает
(к сожалению взрослые склонны сосредотачиваться
преимущественно на недостатках детей, а не на их достоинствах, чаще встречается
запрет, а не разрешение на «поглаживания»)
- Использовать в общении с
детьми воодушевляющие «Я-высказывания», главная цель которых
– построить такие отношения, в которых
признаются усилия ребенка, направленные
на самопонимание, самоутверждение.
(при этом отсутствует оценка, высказывания не являются
похвалой, которая всегда носит оценочный характер и произносится из
«родительской» позиции, позиции СВЕРХУ)
ПРИМЕР: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я вижу как ты
усердно трудишься», «Я заметил, что тебе
нравится работать над этим заданием»
·
Важно подчеркивать ценность собственного мнения детей, их
право на свою точку зрения, отличную от окружающих.
(При этом важно замечать
не только тех, кто высказывается без дополнительного побуждения, но и
тех, кто держит свое мнение при себе. «Я
замечаю, что ты ничего не говоришь, но у тебя есть свое мнение по этому
вопросу». Ребенок, к которому обращаются таким образом, убеждается, что его «видят,
замечают», его мнение тоже что-то значит для учителя)
·
Младший подросток воспринимает отметку как оценку собственной
личности, а не как результат своего труда. Необходимо четко сформировать у
учащихся представление о том, какая
отметка соответствует работе определенного качества (см. «Общие педагогические требования»)
· Предоставление учащимся опыта
самооценивания, содержательного оценивания результатов своих учебных действий («кем я был» и «кем я стал»,
каких результатов добился и каким путем
шел к этим достижениям, какие трудности испытывал и как их преодолевал)
· Использовать вербализацию
чувств ребенка в той или иной ситуации. Через отражение эмоций учитель, с одной стороны, помогает ребенку самому
лучше понять себя, с другой –
показывает, что понимает его состояние («Я понимаю, что ты расстроился, получив двойку и тебе обидно,
что это случилось именно с тобой, но …»)
· Хорошо разбираться в собственных чувствах, предоставляя ребенку образец
хорошо рефлексируещего взрослого (использовать Я-высказывания
в общении с ребенком: «Я огорчена,
что ты пропустил важный момент», «Я сержусь на тебя за опоздание», «Я беспокоюсь, что ты не усвоишь тему»
и т.п.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий